Если конфликт продолжится, ситуация на Донбассе останется спокойной, считают политологи
Украинская власть предприняла атаку на интересы губернатора Днепропетровской области, совладельца группы «Приват» Игоря Коломойского.
Для начала Верховная рада ограничила законодательным актом влияние «Привата» на крупнейшую украинскую нефтегазовую компанию «Укрнафта», приняв закон об акционерных обществах. В операторе магистральных нефтепроводов «Укртранснафте» отправили в отставку генерального менеджера Александр Лазорко, которого считают ставленником Коломойского. Бизнесмен в сопровождении автоматчиков лично приехал в офис компании, объявил, что защищает холдинг от рейдерского захвата, а также от «русских диверсантов», и обругал корреспондента радио «Свобода» в нецензурных выражениях.
До стрельбы дело не дошло. На следующий день Коломойский сообщил, что договоренностей по поводу «Укртранснафты» с президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком достигнуты, но извиниться перед журналистом отказался.
«Мы договорились с президентом и премьером, что Мирошник не будет проводить проверки в «Укртранснафта», — сообщил Коломойский. — Общая позиция — привлечь к этому процессу мировые компании-аудиторы, и пусть они проверяют. А потом по окончании проверки делают выводы».
Президент Украины Петр Порошенко «прокомментировал» сложившуюся ситуацию коротким указом, опубликованном на официальном сайте: «Объявить выговор председателю Днепропетровской областной государственной администрации Игорю Валерьевичу Коломойскому за нарушение правил профессиональной этики, поступок, который порочит его как государственного служащего». Кроме этого, никакой реакции не последовало. В ответ Коломойский начал возводить укрепления и согнал военных из аффилированных добровольческих отрядов в офис компании.
Российский политолог, эксперт фонда Анатолия Собчака Сергей Станкевич считает, что таким образом на Украине начался новый этап войны олигархов. «На Украине создан прецедент, еще пять олигархов могут открыто выразить свое несогласие с законом, — рассказал эксперт в эфире Lifenews. По его мнению, теперь и другие крупные предприниматели, ранее не проявлявшие свой нрав, могут повести себя подобно Коломойскому. «Я могу назвать миллиардеров Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа», — сказал Станкевич.
У Петра Порошенко была возможность укрепить свою президентскую власть, мог бы даже привлечь днепропетровского губернатора к суду за его выходку, однако не стал этого делать. «Нормальное цивилизованное государство должно обладать монопольным правом на легитимное насилие, никто, кроме представителей власти, не имеет права приводить вооруженных людей и захватывать здание. Однако на Украине закон работает настолько, насколько магнаты могут договориться», — пояснил политолог. Происходящее на Украине Сергей Станкевич называет классическим примером гетманщины. Петр Порошенко формально занимает должность президента, но фактически не является полноценным правителем.
«Гетман делит власть с магнатами и полевыми командирами, которые имеют собственные вооруженные ватаги и источники кормления. Гетманщина на Украине — это политическая традиция и менталитет, от которого необходимо избавляться, если украинцы хотят стать европейским государством».
Как рассказал доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш, эскалация олигархического конфликта на Украине связана с исчерпанием ресурсов. «Алгоритм простой. Потребление Украины при старой власти превышало ее производство на 15 миллиардов долларов. Янукович видел выход в сокращении числа олигархов, вместо этого выкинули самого Януковича. Далее, в ходе революции, смены власти, конфликта на Донбассе, производство в стране упало в три раза. Сейчас между олигархами начинается раздел производства, потому что именно тот, кто будет контролировать производительные мощности страны, станет одним из главных игроков в украинской политике».
По мнению политолога, Порошенко точно такой же олигарх, как и Коломойский. «Он использует свой пост, определенное количество депутатов Верховной рады и лично преданные ему добровольческие батальоны для усиления своего влияния в стране». События в офисе «Укртранснафты» — это попытка одного феодала прощупать слабые места в обороне другого. Коломойский показал, что зону своего влияния будет охранять, в том числе и вооруженным путем. «Ставка делается на контроль над ресурсами Украины, — продолжает эксперт. — При этом парадокс ситуации заключается в том, что Коломойский выглядит в этой ситуации большим государственником, чем президент страны, поскольку Коломойский понимает, что его будущее связанно с будущим Украины, и он вынужден от трофейной парадигмы эксплуатации ресурсов отходить».
Во всей этой ситуации есть один очень важный положительный момент, считает Коктыш. «Пока на Украине будет продолжаться междоусобица, конфликт на Донбассе не возобновится. Наличие одного конфликта исключает возможность эскалации другого».